Старые - | + Свежие |
"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
27.01.03.
HPI. “НЕ ИСПЫТЫВАЙ ИЛЛЮЗИЙ!”Все, что мы можем представить себе как предмет, – иллюзия. Ибо сколь бы истинным, научно обоснованным и объективным не был этот “предмет”, всегда найдется ситуация, где он нас подведет, если мы начнем полагаться на него как на некую “точку опоры”.
- Неважно, в какой сфере мы имеем дело с предметом – физической, психической или духовной.
- Как говорил мастер дзен Муго: “Не испытывай иллюзий!”
27.01.03.
HPI-PSY. ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕНОГО РАЗУМАПроблема “искусственного разума”* состоит в том, что физически невозможно создать, так называемый, “генератор случайных чисел”. Если вдуматься, возможно даже, что этот запрет можно рассматривать как модификацию одного из законов термодинамики или, скажем, - третий закон.
Причем, задача здесь распадается на две части – “софт и железо” – задачу создания программы и задачу создания соответствующего процессора, и одно стоит другого. Только что я сказал, что невозможно создать “генератор случайных чисел”, но можно воспользоваться уже имеющимся в природе “генератором” – неопределенностью, которую мы наблюдаем в микромире. То есть, в контексте задачи “железа”, речь идет о создании “атомного процессора” (или “квантового” (?) – кажется, как-то так называются соответствующие разработки?) С позиции постановки задачи для программиста – речь идет в той же мере о моделировании процессов психики, в какой о моделировании, или лучше сказать, о понимании вселенной, в которой мы живем.
Я бы определил это так: нельзя смоделировать психику человека – можно лишь создать ее заново – однажды, по-настоящему и всерьез. Такого программиста уже нельзя называть программистом в узком смысле слова, эта специализация “инженера души”.
27.01.03.
HPI-PSY. “МЫСЛЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ”: ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИННОСТИДавеча один из моих юных друзей мне говорит:
- Как устроен мир мне понятно, – он произошел из Большого взрыва. Но что было перед взрывом? – Интересно узнать бы это…
А сегодня я придумал упражнение, которое, как мне кажется, могло бы помочь ему разобраться в его вопросе. Упражнение простое – на осознавание знания. Вот как это могло бы выглядеть. Например, я показываю ему какую-либо вещь (скажем, карандаш) и спрашиваю:
- Ты видишь этот карандаш? – Он отвечает
И т.д. – переходя от феноменологического факта видения “здесь и сейчас”, к логике и каузальной последовательности событий, приводящей нас к физическому первоначалу мира – так называемому, “Большому взрыву”. Итак, находясь с Ильей сейчас здесь, в этой комнате, мы с ним можем наблюдать “Большой взрыв”, проводя, таким образом, мысленный эксперимент. Но вот вопрос: “Почему мы с ним ничего не можем увидеть в момент, так сказать, на
мгновение раньше – в “момент до”? – Потому что нас там нет. Некому смотреть. И не на что смотреть. Потому что там нет ничего. Ничто.И тем не менее, продолжая мысленный эксперимент, я нахожу зазор между “ничто” и “Большим взрывом”, в котором я вижу, естественно, себя (“я”) и нечто – что есть. – Что? – Нечто, что может быть чем угодно, например, “Большим взрывом”, но поскольку мы ищем что-то “до Большого взрыва”, мы создаем некое представление – гипотезу, теорию, что-то научное. Что было. Что есть в прошлом. Что я сейчас вижу в прошлом. То есть я сейчас создаю этот мир – в “момент до”, когда еще не было ни времени, ни пространства, а потом все появилось в форме “Большого взрыва” и т.д. – целый ряд вещей, более или менее научно доказанных и основывающихся, в
конечном счете, на очевидном факте – “карандаше, который я вижу сейчас”.В сущности, варианты строения микромира – гипотезы и теории квантовой механики – и есть варианты создания разных миров. Как я полагаю, все эти физические концепции работают и ни одна из них не лучше и не хуже другой – с точки зрения истинности. Каждая концепция позволяет получать реальный результат (в том числе, и прикладной) – в сфере своей компетенции (направления мысли, физической школы).
И так же точно умелый психотерапевт создает структуру личности пациента и получает целительный результат – в сфере компетенции своей психотерапевтической школы. С одними пациентами срабатывает психоанализ, с другими – гештальт-подход и т.д.
Современный физик создает мир; современный психолог создает человека. Физика и психология идут рука об руку. Человечество одухотворяет мир.
- Мир – это система с обратной связью, и мы дошли до ее дна. Новость и изменение – одно и то же.
- Истина – это процесс.
Вопрос не в истинности, но в удобстве. Какая теория, концепция или парадигма проще и изящнее описывает все? И можно ли ею пользоваться в решении прикладных вопросов? Иначе говоря, что описывает все и годится в быту? И т.д. То есть речь идет не об истинности вообще, но о вненаучных (эстетических, прагматических и пр.) характеристиках истинности.
- Истинность мне нужна как инструмент для работы, а не как орден в петлице.
- Я изменяю себя, и я изменяю мир, и я полагаю себя истинным в истинном мире. Иначе неинтересно.
- Интересность – еще одна характеристика истинности.
26.01.03.
HPI. АНТИНОМИЧНОСТЬ МИРАМир в основе своей это нечто невообразимое – “Бытие Ничто”. Я называю такую структуру антиномичностью мира. И ее можно проследить в любой детали.
25.01.03.
PSY. СТРАХ КАК БАЗИС ТРЕВОГИТревога – это всегда страх перед неизвестным. Что творческая тревога – как перед выходом на сцену; что тревога перед опасностью (паническая). Как в первом, так и во втором случае, человек в результате получает некий новый опыт – развития или ограничения – который необратимо меняет его.
- Тревога – это страх перед необратимостью времени.
- Тревога – это нормальное состояние жизни, порожденное одним из двух состояний:
- “Я использую время” (творческая тревога).
- “Время использует меня” (паническая тревога).
24.01.03.
HPI. ИСТИННОСТЬ ВРЕМЕНИСпросить, существует ли физическое время все-равно, что спросить, существует ли физика? Или, почти тождественно, - существует ли объективная реальность?
- Разумеется, существует! – Аналогично доказательству бытия Божия, – если назван, значит есть.
24.01.03.
PSY. СТРУКТУРА ЗАМЕШАТЕЛЬСТВАЧем плохо состояние замешательства? – Тем, что оно демонстрирует готовность к подчинению – состоянию “потери себя”. Однако ни субъекта власти (того, кому надо подчиняться), ни требования подчиниться нет. Есть провокация, исходящая от человека или ситуации – позыв к подчинению достигший цели, но не реализованный. Все равно, что ввести человека в транс и бросить его в таком состоянии. Замешательство и есть в некотором роде состояние транса.
- При этом простое самоопределение, например, простая констатация факта, утверждение “я в замешательстве”, снимает его.
23.01.03.
PSY. КАУЗАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗПроблема (и сила в некоторых, частных, моментах) психоанализа в том, что он нигде не может обойтись без причинно-следственных (каузальных) связей. В идеале это концепция “змеи, кусающей себя за хвост”. И этот образ проявляется, и я думаю, будет все чаще и чаще проявляться в базовых психоаналитических конструкциях. Структура психоаналитического “порочного круга” не просто естественна для этой теории, а, я бы сказал, парадигматична, архетипична.
- Между тем, “я” человека, как в целом, так и в деталях (в определенных ситуациях) основано в буквальном смысле слова ни на чем. У него (“я”) нет основания, из которого можно было бы вывести каузальную цепочку. Говоря философски, другая сторона Бытия есть Ничто.
- Проблема психики человека в том, что любое объяснение, объясняя, ее же и создает. Поэтому задача психолога заключается в том, чтобы придумать наиболее удобное именно для его работы объяснение психики клиента (личности клиента, создать образ личности клиента) – такое, которое позволит ему использовать весь имеющийся у него в наличии инструментарий
22.01.03.
PSY. ДРУГИЕ ЛИЧНОСТИ ВО МНЕЗачем мне в подсознании нужны “другие личности”? – Затем, что только с личностью я могу договариваться. С автоматической реакцией, с рефлексом никакого разговора быть не может – с ними можно лишь разбираться, манипулировать ими и т.д. Однако психика человека устроена так, что в ней практически нет независимых, отдельно взятых реакций (условных или безусловных павловских рефлексов, установок и т.д.) – они всегда соотнесены и включены во весь объем человеческой личности, включающей все ее этажи от биологических, телесных до идеальных, философских. То есть внешне “не мой” – не подчиняющийся моему сознанию импульс, но такой, что я его каким-то образом сумел обнаружить, просто подчиняется другой моей личности,
которая либо расположена в подсознании (и уже имеется в наличии); либо находится в области бессознательного (а именно, потенциальных возможностей моей психики) – т.е. может быть создана (одновременно с соответствующей сферой подсознания). Все зависит от ценностной установки, на базе которой создается или существует личность, – более биологической (подсознательной) или более альтруистической (иллюзорной). Моя задача интегрировать эти ценности – договориться! Получить доступ к подсознанию и избавиться от иллюзий, – стать целостной личностью. Точнее сказать, достигнуть большей целостности, чем имеется в настоящий момент.- По поводу манипулятивных техник. Врач (психотерапевт) в целях достижения быстрого результата может создать в подсознании некую “искусственную личность” – “образ врача”, которая позволит пациенту эффективно работать с той или иной мешающей ему в жизни реакцией (уверенность, что “врач прав” станет для него “точкой опоры” для внутренней перестройки). Вот принцип техник Милтона Эриксона (и далее – НЛП). Первая задача Эриксона во всех его описаниях – внушить пациенту уверенность, что “врач прав”; при этом иногда он показывает, как основу для этой же самой уверенности он ищет и находит в себе, даже когда шансов почти нет или просто нет.
21.01.03.
PSY. ОКОЛО ХОРНИ. НЕВРОТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИПНевротический принцип – “все или ничего”.
21.01.03. PSY. СИСТЕМА ФРЕЙДА
Теория Фрейда рождает у меня ассоциацию с системой Птоломея – очень сложно, но работает.
- Нужно иметь “Таблицы Птоломея”. Я думаю, квалифицированный психоаналитик имеет нечто вроде каталога сознательно-подсознательных цепочек механизма работы психики, выстроенных применительно к тем или иным симптомам и рассортированным по различным психоаналитическим школам.
- Это образ нормальной ньютоновско-декартовской науки конца девятнадцатого века. Правда, лишь образ. Но работает – так же, как система Птоломея.
- В этом контексте Перлз со своим гештальт-подходом выглядит Коперником.
20.01.03.
PSY. ГЕШТАЛЬТ-СЕССИЯ. СМЫСЛ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛЯ буду бесконечно настаивать на точном, формальном соблюдении правил. Держа, в то же время, в голове мысль, что “правила существуют для того, чтобы их нарушать”. То есть правила – это инструмент роста человека, причем, инструмент коллективный, инструмент, которым пользуется для воспитания не отдельный человек, которому позволено, – гуру (который в данном случае лишь следит за выполнением правил) – а коллектив, общество. Правила – это то, что включает нас в групповой процесс, в социум, ибо без правил группы нет (есть сумма людей, а не единство). Жесткость правил, при условии, что они выполняются, есть выражение, проявление целостности группы.
- Жесткость правил тождественна целостности группы.
- Единственный способ нарушить правило (в т.ч., возможно разовым, одномоментным способом) это духовно вырасти, стать лидером (пусть на один момент) – т.е. человеком, которому позволено менять правила. Т.е. нарушение перестает быть нарушением, но становится изменением. По контрасту. Как написал Маршак: “Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае – его зовут иначе”.
- Сократ своей смертью укрепил целостность афинского общества, хотя мог бы нарушить правила и уйти от закона.
20.01.03. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. “НЕВРОТИЧЕСКОЕ Я”
В сущности, ядром невротической личности по Хорни является тревога. Причем тревога паническая, замешенная на страхе (в отличие от позитивной творческой тревоги); причем, - на страхе неестественном, а искусственном, вставшем на место изначально естественного вследствие реакций агрессии и последующего их вытеснения в подсознание. Речь идет именно
о ядре личности – о неопределимом “я” человека, существующем как некая энергия, сила. В данном случае (случае невроза) “я” неопределимо потому, что оно скрыто за занавесом подсознания.В нормальном, естественном, случае “я” неопределимо по определению, – поскольку представляет собой чистый потенциал, возможность действия, который перестает быть таковым, как только становится различимым, получает то или иное определение. В терминологии гештальт-подхода “я” – это фон; а фигура, соответственно, - “образ я”. В случае болезни (невроза) фигура (“образ я”) в силу биографических и культурных условий закрепляется настолько сильно, что становится ригидным, компульсивным и прочим, автоматическим на уровне подсознания, поведением.
“Подсознание”, по Фрейду, как я его понимаю в данном контексте, – искусственное образование в психике человека, созданное столкновением биологических, культурных и биографических тенденций его жизни. В отличие от Эриксоновского “бессознательного”, которое является естественной частью человеческой психики. Т.е. в больной психике на фоне естественного бессознательного (нормального “я”) существует искусственное подсознание (больное, невротическое “я”) и все это регистрируется в том или ином – более гармоничном или более больном – состоянии сознания человека. В терминах глобального бытового ощущения – или я счастлив как таковой, или я счастлив лишь в отдельные, трудноуловимые моменты времени.
18.01.03. PSY. ГЕШТАЛЬТ-СЕССИЯ. ОПАСНОСТЬ ПОСПЕШНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Если сравнить устройство человеческой психики с компьютером, то психотерапевтическую ситуацию следует признать “режимом программирования биоса” (если я правильно использую программистскую терминологию; я имею ввиду тот уровень программ, на котором строится все остальное программное обеспечение)
. При этом терапевт осуществляет роль программиста, а его интерпретации суть загружаемые в психику программы. Разумеется, клиент не может отказаться от этих программ, – плохи они или хороши, истинны или ложны. Вот в чем опасность поспешных интерпретаций.- Отсюда, в частности, происходит “сопротивление”. С другой стороны, лучше иметь что-то, чем ничего.
Что же делать мне, как клиенту, с “неправильной” интерпретацией? – Принять ее! Только тогда я вообще буду иметь осознанную возможность как-либо обойтись с ней
.
18.01.03.
PSY. ГЕШТАЛЬТ-СЕССИЯ. СМЫСЛ УПРАЖНЕНИЙУпражнение лишь тогда имеет смысл, когда мы можем рассмотреть его в предельном состоянии, – что оно дает, как некий предельный случай переживания, какие предельные свойства человеческой психики оно помогает проявить? Таким образом, весь спектр возможных упражнений – это образ некоего обобщенного человека перед лицом небытия.
17.01.03. PSY. ГЕШТАЛЬТ-СЕССИЯ. “БП” КАК “ТО”
Безопасное пространство вместе с тем и трамплин для действия. Оно безопасно лишь в прошлом – как память об уже освоенном новом месте, безопасно, если смотреть назад; если же смотреть вперед – оно тревожно. Ибо направленный в будущее творческий смысл его – дать точку опоры для шага в неизвестность, в будущее; создать то, чего еще никогда не было.
17.01.03. PHI
-PSY. КОНЦЕПЦИЯ МИСТИКИКонцептуальная основа мистики – принцип каузальности духовного мира.
16.01.03. PSY. СВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Светская жизнь неизбежно требует создания своего внутреннего образа – “образа я”, имиджа. Это условие этой жизни ее правила, ее суть. Другое дело, что этих образов может быть бесконечно много; и можно путешествовать по ним, не связывая свою судьбу, свою истинную суть (истинное я) ни с одним из них. Так поступает истинный художник в сфере своего творчества.
И наоборот, полнота просветленности – максимальное сближение “образа я” с “истинным я” возможно лишь при максимальном отрыве от всех внешних условий жизни – в монастыре, или, еще лучше, в скиту.
15.01.03. PS
Y. ПРАВИЛАПравила хороши тем, что их можно нарушить.
- К сожалению, невозможно нарушить то, чего нет.
15.01.03. ДНЕВНИК. PSY. ПСИХОАНАЛИЗ ФИЛОСОФИИ
Философствуя, я занимаюсь рационализацией.
- И мне это нравится.
15.01.03. PSY. РОСТ КАК ЭВОЛЮЦИЯ
Как только вы увидите, что ваши действия в буквальном смысле слова творят миры, эффекты станут результатами.
15.01.03. PSY. ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Ребенок талантлив, но неискусен. Прелесть детского творчества в спонтанности, лежащей “поверх барьеров”, или – в случайном совершенстве, - абсолютно гениальной гармонии формы и содержания, как в каком-нибудь природном объекте.
14.01.03. PSY. РОСТ
Проявляя свое “я”, свою концепцию, свой “жизненный план” (Сартр), я как бы сжигаю свои оболочки – “образы я”, имиджи, принципы, бессознательные установки, служащие основанием для тех или иных жизненных ценностей. Я уничтожаю подпорки своего “я”, созданные моим начальным развитием – воспитанием, обучением, заимствованным и приобретенным опытом. И, в конце концов, я избавляюсь от своей физической оболочки – своего тела, отразившего все иллюзии моей жизни.
14.01.03. ДНЕВНИК. PSY. ПОЧЕМУ СЕЙЧАС?
Вопрос, “почему сейчас?” более интересен, чем вопрос “почему не сейчас?” – так же, как интроверт содержательно более интересен, чем экстраверт. Первый вопрос ориентирован на мысль, второй – на дело. Мне привычнее задавать второй вопрос после первого.
1
2.01.03. PSY. ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИИмеем: с одной стороны, груз объективных обстоятельств (например, огромный объем информации, которую надо успеть обработать к определенному сроку; болезнь; чрезмерный темп работы и пр.) и с другой стороны, субъективную позицию (ощущение) – “я не могу”. Это жестко взаимосвязанные вещи. Но продолжим предложенную логику дальше – вслед за “я не могу” идет “я могу
” (я имею ввиду область, доступную моему влиянию – реальный объем моего рабочего времени, имеющего в моем распоряжении; объем моих сил внутри болезни и т.д.) Между тем, позиция “я могу” (сделать что-то, сколько бы то ни было) принципиально отлична от позиции “я не могу” (ничего). Это позиция реального дела, позиция лидера, делателя – принцип эффективности, принцип результата.- От субъективной позиции (установки) “я могу” переходим снова к объективным обстоятельствам – и вот дело сделано!
1
1.01.03. PSY. ПСИХОЛОГИЯ ДЕНЕГДеньги – самый психологически насыщенный продукт из всех возможных вариантов рыночных продуктов. Кроме психологии, в них почти ничего больше и нет.
11.01.03. PSY-PHI
. РОЛЬ БУДДЫК вопросу о социальных ролях. В полном смысле реализовать роль Будды можно лишь будучи буддийским монахом. И никак иначе.
- Однако это нисколько не противоречит проповеди: “Вы все Будды!” Все равно, что сказать: “Вы все человеки”.
10
.01.03. PSY. МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАДИГМАМедицинская парадигма заключается в том, что болезнь есть нарушение работы того или иного элемента организма (например, органа). Когда это нарушение столь велико, что ведет к прекращению функционирования элемента, а сам элемент незаменим, прекращается работа всего организма в целом и наступает смерть.
- Самый главный минус этого представления в том, что организм – не механизм. Т.е. система, в зависимости от того или иного подхода с точки зрения представления о целостности организма, может быть определена многими различными способами.
10.01.03. PR. ЭКОНОМИКА. КОГДА ДЕЛИТЬСЯ НЕ НАДО
Проблема мелкого бизнеса в том, что зарплата руководителя (хозяина) предприятия резко – в разы (в 3-5 раз и больше) – должна превышать зарплаты остальных сотрудников. В то же время, их (всех людей, занятых в этом бизнесе – и хозяев, и работников) социальный статус в коллективе близок к статусу партнеров или совладельцев. Таким образом, столь сильный перекос в зарплате внешне выглядит как нарушение принципа справедливости. Люди, сотрудники предприятия, забывают или не чувствуют, что, зарабатывая больше, хозяин и отвечает больше – фактически всем своим личным имуществом в отличие от них.
- На маленьком предприятии никто не может зарабатывать столько, сколько хозяин. И ему отдано право решающего голоса, так же как и право на волюнтаризм в этом вопросе.
- Справедливость на таком предприятии может быть восстановлена, если предприятие будет создано как семейное.
- В связи с описанной ситуаций приходят на ум афоризмы. Например: “Ребята, пулемета я вам не дам” (из к/ф “Белое солнце пустыни) – как метафора отказа хозяина платить работникам много, или хотя бы столько, сколько аналогичная работа стоит на рынке труда. Или другой афоризм: “У них деньги куры не клюют, а у нас на водку не хватает” (из песни Высоцкого) – по поводу жалоб работников на маленькую оплату труда.
08.01.03. FUTURE. БИОКОМПЬЮТЕР
Совместимость между компьютером и человеческим мозгом – более сложная задача, чем может показаться на первый взгляд; в некоторых моментах – даже философская, т.е. принципиально неразрешимая на предметном уровне.
- По видимому, правильней было бы понемногу “приращивать” к мозгу искусственные технические устройства типа “интеллектуальных усилителей”. То есть, в некотором роде, двигаться путем эволюции. В сущности, это “приращивание” уже и происходит, но пока лишь в культуре, а не в биологии.
03.01.03. PSY. МАКСИМЫ – ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, ЗДОРОВЬЕ
03.01.03. PR. КАЧЕСТВО ДЕНЕГ (“ДЕНЬГИ ПАХНУТ”)
Основное качество денег – собственность, принадлежность их кому-либо, нахождение в собственности. Кроме некоторых исключительных случаев (например, забытых кладов), деньги в каждый момент времени кому-либо принадлежат.
03.01.03.
ДНЕВНИК. ЕЩЕ ПРО ВРЕМЯПервого января, утром, в первый день нового года, я подумал так:
- Выберу часик времени – ведь сегодня выходной, никаких дел и забот нет – и обзвоню всех, поздравлю с Новым Годом!
Черта с два – все время куда-то делось. Почему-то (см. теорию хронофагов).
03.01.03. PR
. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ “О ВРЕМЕНИ, КОТОРОГО НЕТ”Гениальный русский писатель, Федор Михайлович Достоевский, жаловался: “Вот, если бы у меня было время, я мог бы отшлифовывать свои романы до такого же художественного совершенства, как у Льва Толстого!”
01.01.03. PHI
-PSY. ПРАВИЛАОт настоящих правил всегда можно отказаться.
01.01.03. PSY. БАЗИС БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Образно говоря, внутри “я” находится “табуретка”. Погружаясь в бессознательное, мы, в конце концов, приходим к объективному (вещному, предметному) миру. Так, Фриц Перлз говорил, что даже табуретка обладает каким-то уровнем осознания. Предел бесформенного сливается с пределом формализируемого.