Старые - | + Свежие |
"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
29.12.02. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. ТРЕВОГА – ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМ
Любая мысль, переживание, эмоция, будучи замечена, и тем самым опредмечена может стать источником тревоги – как внешний по отношению к моему беспредметному “я” фактор. И в той мере, в какой этот фактор (предмет) объективируется (находит себе опору в объективном мире, неважно насколько обоснованную с точки зрения истинности) –
тревога превращается в страх; невротический – если он не обоснован, истинный – если обоснован. - Творческая тревога – тревога, что не получится, не успеется, не сделается то, что уже ощущается как “готовое родится”.
28
.12.02. PSY. НОРМА КАК ИСТИНОСТЬНорма в психологии и есть истина. Возможно, как и в других гуманитарных практиках.
28.12.02.
PHI. “В МОМЕНТ ДО”Когда я использую термин “в момент до”, я не имею ввиду некую точку во времени или в пространстве. Речь идет о смысле, об онтологии, о моменте процесса становления, о моменте до явления пространства-времени.
28.12.02. PSY. ХАРАКТЕР
Характер можно определить как ригидную личность. Как маску личности.
27.12.02
HPI. “ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ БОГ”Ученый, совершающий открытие, испытывает трансперсональное переживание, поскольку на какой-то момент реализует в своей жизни “позицию Бога” – как бы сливаясь с источником объективного знания. В этом смысле “объективное знание” отнюдь не бездушно и не жестоко. Образно говоря, оно подавляет так же, как подавляет Бог Отец по сравнению с Богом Сыном, но остается, тем не менее, вполне человечным. (“Гневливым”, как сказал К. Юнг, анализируя иудейский образ Бога Отца – Яхве).
Вообще трансперсональные переживания ценны в человеческой культуре. Можно предположить, что они связаны с высшими достижениями в различных сферах жизни (деятельности). В первую очередь, конечно, в религии, где они выступают в качестве явной системообразующей основы, но и в других областях – в быту, в работе, в политике, в сфере интимных отношений и пр.
- Как сказал Сартр, “человек это желание быть Богом”.
- Конечно, во внешнем, данном, объективном мире Бога нет, но в “моем мире” Он есть, поскольку я и есть Бог (своего мира). Однако стоит мне объективировать, озвучить эту свою позицию перед другими людьми, как для меня останется место только в сумасшедшем доме (предъявить же ее, не озвучивая, не называя, значит стать юродивым) и т.д. – таким образом, я начинаю прорисовывать разные технологии социального статуирования высших переживаний.
- Философия указывает нам прямой путь к “Богу” в иных сферах жизни, нежели религия и церковь.
- Философия суть технология создания, или открытия “Бога”, или понимания условий его существования в “моем мире”.
- “Бог” в данном случае являет собой один из аспектов экстатического переживания неких, в данный момент высших, достижений (данностей) культуры в той или иной сфере жизни (деятельности). Бессмысленно, если не смешно, если не кощунственно, говорить о “Боге” применительно к чувству подъема, который могут испытывать некоторые люди, занимаясь, скажем, приготовлением пищи, но в контексте разговора о философии поварского искусства такая тема не только возможна, но и закономерна.
26.12.02.
РЕПЛИКА. ПО СЛЕДАМ ТЕРАКТА В МОСКВЕ. КОНЦЕПЦИЯ ТЕРАКТАГлавный вопрос в противостоянии террористов и общества, - кто победит? Причем, речь идет не о некоей “объективной” победе – кто кого убил, сколько было жертв и т.д. – вещах, которые можно посчитать, но о победе идейной, морально-психологической – кто как себя чувствует? – кто себя ощущает побежденным и кто победителем? Речь идет о некоем “поле взаимопонимания” между противоборствующими сторонами (обществом и боевиками) – поле динамичном, подвижном, меняющемся каждую минуту переговоров и дления ситуации. Отсюда – тактика и стратегия переговоров. Собственно, переговоры и есть главное поле борьбы с обеих сторон, а отнюдь не взрывчатка, патроны, жертвы, жизнь или смерть главарей боевиков, ибо все это запланированный антураж ситуации.
- Вопрос один, который не может решить заранее ни одна сторона, - чья сила духа сильнее? Просто по человечески. Все остальное – от лукаваго.
25.12.02.
PSY. ОСНОВЫ ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИОснова телесноориентированной терапии – дихотомия “дух-тело”. С одной стороны телесные ощущения, приятные или неприятные; с другой, по методу свободных ассоциаций, - связанные с ними идеи, образы, впечатления. А посередине находится область собственно психического – осознанные или неосознанные эмоции настроения, установки.
24.12.02. PR.
ТЕРРОРИЗМ КАК ЧЕРТА ГЛОБАЛИЗМА“11 сентября” процесс становления глобализма обрел свое символическое завершение – механизм глобального разрушения (саморазрушения). С глобальной точки зрения, любая страна (или группа стран) действующая без формального согласования с другими странами мира, автоматически попадает в разряд террористических – что называется, по-определению. В этом смысле судьба Америки, затеявшей войну в Ираком, незавидна. Результат этой войны может оказаться для США на порядок более разрушительным, чем результат войны во Вьетнаме. Независимо от того, выиграют американцы ее или проиграет. Они потеряют роль мирового стратегического лидера; роль стратега глобализации.
- Единственный выход – не начинать.
23.12.02. PHI
-PSY. “СТРЕЛА ВРЕМЕНИ”Где-то в психологической литературе мне попалось описание “стрелы времени”, как линии, проходящей слева направо – из левой руки в правую, если их развести в разные стороны. Это описание удивило меня, поскольку я ощущаю время (если представлять его как линию) совершенно иначе, – как стрелу, проходящую через меня сзади наперед, от затылка к глазам – в направлении прямого взгляда.
22.12.02. PHI
. МЕСТО “Я”В каком конкретно месте находится мое “я”? Сию секунду, что ему соответствует в объективном мире? – Мысль, соответствующая импульсу в нейроне коры головного мозга? Или возбуждение в сети нейронов? Или состояние в данный момент времени всего головного мозга в целом? – Поскольку возбуждение в сети нейронов зависит от функционирования всего мозга
– подачи кислорода, химических веществ, возбуждения прочих структур в других частях мозга и т.д. Или – от общего состояния моего тела? – Поскольку оно обеспечивает работу мозга и т.д. …Итак, я последовательно идентифицирую мое “я” с мыслью – импульсом – нейроном – мозгом – телом… Что дальше? – Биосфера, земля, космос, вселенная… Дальше? – Культура? (Ноосфера?) Философия? Вера? – Я возвращаюсь к тому, с чего начал, - к себе, к своему “я”.
21.12.02.
PSY. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТАКак утилизовать “сопротивление”? “Сопротивление” нужно, может быть даже абсолютно необходимо, в психотерапевтической технологии, для того, чтобы, по словам Милтона Эриксона, установить контакт с клиентом; а, выражаясь проще, - “овладеть им”, взять полностью под контроль начальные взаимоотношения с ним.
Вообразим себе некую типовую ситуацию. Человек приходит к психотерапевту в плену своих иллюзий – и тот, вместо того, чтобы как-либо начать развеивать их (бороться с “сопротивлением”), входит в этот иллюзорный мир в качестве некоего Господа Бога, который способен разрешить все проблемы. И он, в процессе начального общения, действительно дает доказательства своей “божественной” силы, – поскольку в действительности солидарен с, так называемым, нормальным ядром личности человека – настоящим Богом в душе пациента. Таким образом, клиент оказывается в ловушке, – отказ от услуг терапевта для него становится равносильным отказу от самого себя, и в частности, – столь дорогих для него иллюзий. Следовательно, он должен работать –
действительно решать свои проблемы, выполнять свою часть божественного предназначения человека – в параллель с работой психотерапевта.
20.12.02. PSY-PHI
. ОКОЛО ХОРНИ. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ. К КОНЦЕПЦИИ “НИЧТО”Как я понимаю, истинная личность по Фрейду явлена нам лишь в одной-единственной ситуации – ситуации реализации метода “свободных ассоциаций”, основной психоаналитической процедуре. В этих ассоциациях, причем на любой стадии, уже явлены все психические структуры и силы, которые предстоит выяснить (проанализировать, понять смысл) терапевту совместно с пациентом.
“Поток свободных ассоциаций” или “котел свободных ассоциаций” и есть истинный человек, истинное в человеке, истинная личность по Фрейду. Но это не личность по определению! Не личность как нечто определенное, завершенное, данное как структура; наделенное своим мировоззрением, мироощущением, жизненными принципами, характером, опытом, реакциями и пр. “Личность свободных ассоциаций” (но не личность явленная в свободных ассоциациях) данная как таковая – это ничто. Это тот хаос, дао, ом – “ничто” в пределе, о котором говорят буддисты и мастера дзен.
19.12.02.
PSY. ОКОЛО ХОРНИ. СИЛЫ НЕВРОЗАНевроз базируется на многих причинах. В том числе, на страхе мотивации и страхе стимуляции:
- Страх мотивации – не получить того, что хочешь получить.
- Страх стимуляции – боязнь подвергнуться наказанию за проступок – нарушение неких правил и, внутренне, соответствующих принципов.
Страхи мотивации могут быть разных уровней, по Маслоу, - витальные (низшие; например, не съесть чего-то вкусненького), социальные (непризнание), духовные (невозможность самореализации). Уровни страхов стимуляции можно обозначить с позиции экзистенциального подхода – страхи духовные (перед данностями бытия; высшие), житейские (бытовые), биологические.
18.12.02.
PSY. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД“Экзистенциальные данности бытия” даны только в объективном мире, в котором все человечество весит не более веса одной элементарной частицы. Но “дома”, в мире одухотворенном человеческой субъективностью, это, конечно, не так – здесь просто нет феномена “экзистенциальных данностей”.
17.12.02.
PR. ОРГКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ИНСТРУМЕНТЫ КОНСАЛТИНГАВ какой момент начальник может понять, что им манипулируют его подчиненные? – В тот момент, когда он поймет, что может “полностью положиться” на кого-то из них; когда у него появится чувство надежности в стратегическом поведении кого-то из его сотрудников; когда он, глядя на кого-либо, поймет, что “можно расслабиться
”…
16.12.02.
PSY. СНОВА О СОПРОТИВЛЕНИИЕсли сопротивление, подобно неврозу, это “роза с шипами”, то задача терапевта состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, когда пациент может (при поддержке терапевта) получить “розу без шипов”. Ибо, в конце концов, “роза” суть чистая данность “я” человека. Задача в том, чтобы разблокировать “я” и “образ-я” - почувствовать динамику взаимопорождения двух этих структур – интуиции и логики, спонтанности и расчета, и т.д.